Организационно-правовое обеспечение деятельности биржиС точки зрения правового статуса в мировой практике существуют три типа фондовых бирж, а именно:

  • публично-правовые;
  • частные;
  • смешанные.

Публично-правовая организация фондовой биржи находится под постоянным государственным контролем. Государство участвует в составлении Правил биржевой торговли и контролирует их выполнение, обеспечивает правопорядок на бирже во время торгов (зачастую прибегая к помощи полиции), назначает биржевых маклеров и отстраняет их от работы и т.д. Этот тип фондовых бирж распространен в Германии, Франции и др. странах.

Частные биржи, создаваемые в форме акционерного общества, полностью самостоятельны в организации биржевой торговли. Это отнюдь не означает, что государство остается в стороне. Оно не берет на себя никаких гарантий по обеспечению стабильности биржевой торговли и снижению риска торговых сделок. Однако все сделки на бирже совершаются в соответствии с действующим в стране законодательством, нарушение которого предполагает определенную правовую ответственность. Такие биржи характерны для Великобритании и США.

Если фондовые биржи создаются как акционерные общества, но при этом не менее 50% их капитала принадлежит государству, они относятся к типу смешанных организаций. Во главе таких бирж стоят выборные биржевые органы. Тем не менее Биржевой комиссар осуществляет надзор за биржевой деятельностью и официально регистрирует биржевые курсы. Подобные биржи успешно функционируют в Австрии, Швеции и Швейцарии.

В соответствии с российским законодательством фондовая биржа создается в форме некоммерческого партнерства.

Фондовая биржа организует торговлю ценными бумагами только между членами биржи, в качестве которых могут выступать любые профессиональные участники рынка ценных бумаг (брокеры, дилеры, управляющие ценными бумагами, банки, клиринговые организации и др.). Служащие фондовой биржи не могут быть учредителями и участниками профессиональных участников рынка ценных бумаг — юридических лиц, а также самостоятельно участвовать в качестве предпринимателей в деятельности фондовой биржи.

Участников биржевой торговли следует отличать от участников биржевых сделок. В фондовой сделке вне зависимости, где она заключена, всегда участвуют три стороны — продавец, покупатель, посредник. В биржевых же торгах участвуют главным образом посредники.

Профессиональный участник рынка ценных бумаг, осуществляющий деятельность по организации торговли на рынке ценных бумаг, называется организатором торговли на рынке ценных бумаг. Для организации торговли необходима лицензия.

Требования к членам биржи, порядок их вступления в члены фондовой биржи, выхода и исключения из членов фондовой биржи определяется биржей самостоятельно на основании ее Устава и внутренних документов, отражающих выполняемые ее функции как организации биржевого процесса.

Общее собрание членов биржи является ее высшим законодательным органом управления. Раскрыть следующую информацию любому заинтересованному лицу:

  • правила допуска участника рынка ценных бумаг к торгам;
  • правила допуска к торгам ценных бумаг;
  • правила заключения и сверок сделок;
  • правила регистрации сделок;
  • правила исполнения сделок;
  • правила, ограничивающие манипулирование ценами;
  • расписание предоставления услуг организатором торговли на рынке ценных бумаг;
  • регламент внесения изменений и дополнений в вышеперечисленные позиции;
  • список ценных бумаг, допущенных к торгам.

К торгам на бирже обычно допускаются лишь достаточно качественные и высоколиквидные бумаги. Причем о каждой сделке, заключенной в соответствии с установленным организатором торговли порядком, любому заинтересованному лицу предоставляется следующая информация:

  • дата и время заключения сделки;
  • наименование ценных бумаг, являющихся предметом сделки;
  • государственный регистрационный номер ценных бумаг;
  • цена одной бумаги;
  • количество ценных бумаг.

Очередность собрания членов биржи определяется Уставом биржи, но не реже одного раза в год. Внеочередные собрания могут созываться членами биржи, биржевым советом (комитетом, ревизионной комиссией, обладающими не менее 10% голосов от всех зарегистрированных).

К исключительной компетенции общего собрания относятся следующие вопросы:

  • внесение изменений и дополнений в устав биржи или утверждение устава биржи в новой редакции;
  • определение количественного биржевого состава или совета директоров;
  • утверждение стратегических планов развития биржи;
  • образование исполнительного органа биржи, досрочное прекращение его полномочий, если уставом биржи решение этих вопросов не отнесено к компетенции совета директоров или биржевого совета;
  • избрание членов ревизионной комиссии (ревизора) биржи и досрочное прекращение их полномочий;
  • утверждение годовых отчетов, бухгалтерских балансов, счета прибылей с убытков;
  • утверждение сметы расходов на содержание совета (комитета) и персонала наемных работников биржи;
  • прием новых членов биржи;
  • принятие решения о прекращении деятельности биржи;
  • утверждение и внесение изменений во внутрибиржевые нормативные документы.
  • В перерывах между общими собраниями руководит биржевой деятельностью биржевой совет, на который возлагаются:

  • определение задач биржи и приоритетных направлений ее деятельности;
  • внесение изменений в правила торговли на бирже, включая размер штрафа за нарушение требований ее устава;
  • определение отчислений в пользу биржи от вознаграждения, получаемого ее членами за участие в биржевых сделках, а также взносов, сборов и других платежей, вносимых членами за услуги, оказываемые биржей;
  • подготовка решения о приеме или исключении членов биржи;
  • распоряжение имуществом биржи. Количественный состав биржевого совета (комитета) определяется уставом биржи или решением общего собрания членов биржи.
  • Из состава совета формируется исполнительный орган биржи — правление биржи, в задачи которого входит:

  • руководство текущей деятельностью биржи на основе единоначалия;
  • наем и увольнение персонала биржи и т.д.;
  • утверждение штатов, издание приказов, совершение других актов от имени и по поручению биржевого совета.

Контроль над финансово-хозяйственной деятельностью биржи осуществляет ревизионная комиссия, избираемая общим собранием в соответствии с уставом биржи.

Компетенция ревизионной комиссии биржи определяется ее уставом. Как правило, в обязанности ее входит:

  • оценка правомочности решений, принимаемых органами управления;
  • подготовка к общему собранию членов биржи Результатов сплошной или выборочной проверки финансово-хозяйственной деятельности биржи;
  • оценка финансово-хозяйственной деятельности биржи, состояние ее счетов и достоверности бухгалтерской документации;
  • проверка правильности оперативного, бухгалтерского и статистического учета и отчетности;
  • проверка соответствия выполнения установленных смет, нормативов и лимитов; платежей в бюджет;
  • проверка соблюдения биржей и ее исполнительными органами законодательных актов, инструкций и решений общих собраний;
  • оценка состояния кассы и фондов биржи. Ревизии проводятся не реже одного раза в год.

По требованию ревизионной комиссии биржи лица, занимающие должности в органах управления биржей, представляют все необходимые документы о финансово-хозяйственной деятельности биржи.

Вы также можете посмотреть следующие статьи: